14 сентября 2011 г.

Гибралтар: своременность

   Здравствуйте, уважаемые читатели! Искренне извиняюсь за долгое отсутствие и оставление Вас без внимания!
   Сегодня хочу Вам рассказать немного о Гибралтаре, о его современном состоянии.... Надеюсь Вам будет интересно!
                 
                        10 сентября Гибралтар отмечает свой национальный день. Событие было бы совершенно заурядным, если бы не бурная история и не стратегическая важность скалы на выходе из Средиземного моря в Атлантику, которая до сих пор остается камнем преткновения в отношениях между Великобританией и Испанией.
Сегодняшний Гибралтар — часть Соединенного Королевства, хотя и окружен (кроме как с моря) испанской территорией. Официальный язык — английский, но большая часть его 30-тысячного населения говорит на янито — смеси английского с андалусийским диалектом испанского. Здесь находится военно-морская база НАТО и одна из крупнейших в мире оффшорных зон. Так что спор за контроль над вдающимся в море клочком суши завершится явно не скоро.
Борьба за овладение Гибралтаром шла еще с античных времён. Именно здесь располагаются Геркулесовы столбы. По преданию, Геракл раздвинул их, и таким образом появился пролив, соединяющий Атлантику и Средиземноморье и разделяющий Европу и Африки. Если же отойти от мифов, то на Гибралтаре устраивали пристанище для своих кораблей, плывущих в Атлантику и обратно, греки, финикийцы, римляне.
А вот само название Гибралтар — искаженная версия арабского "Джебель аль-Тарик", что означает "Гора Тарика". Оно было дано в честь полководца Тарика ибн Сеида, который в 711 году переправился в этом районе с территории Марокко и начал завоевание Пиренейского полуострова. В результате почти вся территория нынешних Испании и Португалии на долгие века оказалась под арабским владычеством.
                           
                         Мадрид неоднократно ставил вопрос о статусе Гибралтара в ООН. Там точка зрения испанцев находила поддержку, в 1968 году была даже принята резолюция Генассамблеи ООН, призывавшая англичан вернуть территорию Испании. Но те стоят на своем. Точно так же они реагируют и на резолюции ООН, предписывающие убрать британских военных с Фолклендских (Мальвинских) островов, являющихся предметом спора англичан с Аргентиной.
Надо признать, что в некотором смысле отсутствие четко определенного статуса Гибралтару мешает. Так, его футболисты не могут быть приняты в УЕФА — Испания пресекает подобные попытки на корню. Точно так же дело обстоит и с Международным олимпийским комитетом (МОК). Переговоры между Великобританией и Испанией продолжаются, но прогресса пока не видно. Никто не хочет уступать. "Соломоновым решением" могла бы стать независимость, но ее не хочет Испания. Ведь нынешний независимый Гибралтар явно будет пробританским.
                         А пока споры идут, Гибралтар живет — не тужит, его жители с гордостью отмечают Национальный день, облачаясь по данному случаю во всё красное.За последние 30 лет власти Испании неоднократно ставили вопрос о совместном британо-испанском суверенитете. Лейбористское правительство Тони Блэра на рубеже ХХ-XXI веков уже даже согласилось на это, но сами гибралтарцы отвергают данный вариант. Мало того — на выборах в Европарламент там неизменно побеждает Консервативная партия, которая настроена на уступки испанцам в куда меньшей степени.

1 комментарий: